Вода живая и мертвая: во что верили наши предки

Знания о живой и мертвой воде пришли из глубокой древности. А мы почерпнули их из русского фольклора. Культ воды вообще отчётливо прослеживается во многих сказках. Она обладает разнообразной волшебной силой: оживляет мертвого, омолаживает старого, дает зрение слепому, делает героя сильным, а его врага слабым.

Вода исцеляющая и жизнь дарующая

Вода фигурирует во множестве обрядовых культов и символизирует женское начало. Именно поэтому с водой связаны многие женские славянские ритуалы и магические действия. Без воды ничего не рождается, и только она способствует плодородию и дает начало новой жизни.

Эти идеи ярко проявлялись у наших предков в банном обряде, которым по традиции завершался девичник. Производились магические действия с водой и банными атрибутами.

Также с культом воды связано и послесвадебное обливание – своеобразное величание молодой женщины, во чреве которой должна зародиться новая жизнь. При обливании женщина-мать отождествлялась с «матерью сырой землей»: только увлажненная водой земля становилась плодородной и благодатной.

В бытовой практике народа применялись всевозможные заговоры, которые произносили, как правило, женщины (матери, бабушки, няньки, повитухи). Например, известный заговор при купании младенца или ребенка звучал так: «Как с гуся вода, так и с тебя хворь и боль», «Как с гуся вода, так и с крошки нашего худоба».

Кстати! У Александра Пушкина в поэме «Руслан и Людмила» также запечатлен образ мертвой и живой воды как двух половинок одного целого – дарующего жизнь средства.

Поверженного, окровавленного, лежащего без движения Руслана старец окропляет сначала мертвой, а потом живой водой, возвращая его к жизни. Мертвая вода заживляет раны, а живая дает силы и жизненную энергию.

[ads-pc-1]

Вода душу притягивающая

В древности признаками «живой», волшебной, исцеляющей воды наделялась та вода, которая движется, течет, бурлит, блестит и играет на солнце.

«Мертвой» же водой считалась стоячая вода, мутная, неподвижная, «как в болоте». «Мертвой» считалась и та вода, которую использовали в поминальных обрядах и которой обмывали покойников.

На Руси считали, что на 9, 20 и 40 дни душа прилетает домой, поэтому для нее на следующий день после смерти ставили на божницу чашку с водой и блином или хлебом, которые обновляли ежедневно в течение 40 дней.

Блин и хлеб потом подавали нищим, а воду выливали. Верили, что в эту воду вселяется дух умершего человека, и ее старались унести подальше от дома и вылить там, где она никому не навредит.

«Ночная вода» – плохая или святая

Время и место набирания воды также играли огромную роль для наших предков. Темное время суток считалось неподходящим для набирания воды, поэтому никому не приходило в голову ходить к реке или к колодцу за водой ночью или во время солнечного затмения. «Ночная» вода наделялась негативными свойствами.

Однако это верование не распространялось на воду, которую принято набирать во время великих христианских праздников – Пасхи и Крещения.

В пасхальную ночь брали воду из любого водоема и верили в ее особенную силу. На Крещение на реке до сих пор делают «Иордань»: у проруби устраивают своеобразный алтарь, святят воду, купаются в проруби, вода считается святой и целительной.

Поделиться ссылкой:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Don`t copy text!